Что такое привычки и как их менять? Используем труд Чарльза Дахигга «Сила привычки» и приводим пример с использованием корпоративной социальной сети.

На основе книги Чарльза Дахигга «Сила привычки» мы решили разработать ряд рекомендаций по внедрению корпоративных социальных сетей. «Сила привычки» — это книга о привычках людей, организаций и общества. О том, как привычки формируются, как работает их механизм, как их можно менять. На живых примерах в книге показано, как некоторые «правильные» привычки помогают изменить строй жизни человека или компании. И такие привычки позволяют компаниям получить конкурентное преимущество, потому что они положительно влияют на другие стороны жизнедеятельности компании. В статье мы покажем механизм работы привычки и приведем пример, как сформировать «правильную» привычку с использованием корпоративной социальной сети.

Когда мы говорим о корпоративных социальных сетях — мы часто говорим, что это управление изменениями и так далее. И основным предметом изменения становятся социальные привычки отдельных сотрудников и компании в целом. Проверять мобильный телефон каждый раз как вы услышите звук вибрации, просматривать утреннюю электронную почту за чашечкой кофе, лазить по интернету со своего ноутбука во время деловой встречи, ругать руководство за игрой в домино во время дежурства — это все различные привычки — либо хорошие, либо не очень. Использовать корпоративную социальную сеть для коллективной работы — это тоже привычка. Если сотрудники привыкнут работать в социальной сети, они смогут приучиться к более открытой культуре общения и с большей отдачей участвовать в жизни компании.

Как привить привычку использовать социальную сеть? Исчерпывающего ответа в природе не существует, потому что привычки бывают очень разнообразные и методы внедрения привычек тоже. Но некую систему можно применить. Она состоит в том, что проще начинать с изменения уже сформировавшихся привычек и на их базе проводить дальнейшие изменения. Просто потому что это проще, чем сознательно создавать абсолютно новые привычки.

Механизм работы привычки выглядит следующим образом:

privychki

ЗНАК — это сигнал нашему мозгу, что можно начинать привычное действие, например, пришел в ванную после сна — это знак чистить зубы. ПРИВЫЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ — это тот алгоритм, который выполняет специализированная часть мозга. Чтобы не застрять в алгоритме чистки зубов навсегда, надо, чтобы была некая НАГРАДА за произведенное действие. При ее получении мозг возвращается в нормальный режим функционирования. Награда после чистки зубов — ощущение свежести в полости рта. После получения награды наш мозг опять встает в ожидание ЗНАКА, которое замыкает петлю привычки, которую человек готов повторять снова и снова. И так множество раз в день.

Изменение привычки может быть небыстрым и непростым, однако со временем можно перестроить практически любую привычку. Вот как выглядит базовая схема, в основе которой остаются неизменными знак и награда, но зато меняется привычное действие:

  1. · определить привычное действие;
  2. · поэксперементировать с наградами;
  3. · выделить знак;
  4. · составить план.
Ниже приводим пример, связанный с вовлечением персонала в корпоративную социальную сеть.

Шаг первый. Возьмем за основу привычку, которую я наблюдал, работая в одной большой ИТ компании. На совещания сотрудники приходят с ноутбуками и увлеченно продолжают в них работать, мало внимания обращая на ведущего, либо даже заказчика. При этом мы хотим, чтобы, используя корпоративную социальную сеть, сотрудники стали проводить совещания более эффективно и более уважительно к другим участникам.

Шаг второй. Определить, что за награда. Это может быть укоренившаяся привычка всюду таскать с собой различные гаджеты. Или желание получать лайки в соц.сетях каждые двадцать минут. Тут надо поэкспериментировать — на несколько совещаний попросить сотрудников прийти только с мобильными устройствами, затем вообще без гаджетов, затем разрешить прийти с компьютером, но не использовать электронную почту. И после проведения совещаний расспросить — получили ли они привычное удовлетворение от проведенного совещания? Кстати, такие простые опросы очень легко провести в тех же корпоративных соц.сетях. На своем опыте я наблюдал, что сотрудники были готовы проводить совещания без ноутбуков только после серьезного замечания со стороны руководителя. И что сотрудниками этой компании движет желание активно действовать в каждую единицу времени (не сидеть сложа руки), а наградой является ощущение, что время на совещании прошло не зря. В вашем случае это может быть что-либо еще.

Шаг третий. Определить знак, который является спусковым механизмом перехода в привычное действие. Обычно это местоположение, время, эмоциональное состояние, другие люди или предшествующее действие. Здесь неплохо бы провести опрос сотрудников и выявить знак более точно. Возможно привычка срабатывает вообще на всех совещаниях? Возможно так происходит во второй половине дня? Остановимся здесь на том, что в нашем примере привычка срабатывает, когда сотрудник получает приглашение на совещание составом 4 и более коллег.

Шаг четвертый. Выяснив петлю привычки — заменяем привычное поведение. Увидев ЗНАК, я совершаю НОВОЕ ПРИВЫЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ, чтобы получить НАГРАДУ.

Новое привычное действие состоит в том, что:

  1. При проведении совещания с участием 4 и более сотрудников, организатор совещания указывает роль приглашенных коллег в совещании и создает файл заметок к совещанию. В Daoffice либо IBM Connections такие заметки называются «ВИКИ», в Yammer они называются «ЗАМЕТКИ».
  2. Во время совещания все сотрудники участвуют в создании заметок к совещанию. Заметки сохраняются, и таким образом можно отследить историю совещаний и историю выполнения поручений.
  3. Последние 15 минут совещания посвящаются обсуждению результатов. В конце совещания каждый сотрудник должен лично подписаться в заметках под результатами совещания в заметках. Не переживайте, социальные сети позволяют делать это одновременно :).

Таким образом, награда в виде активного использования ноутбука или отсутствия скуки будут обеспечены. А привычка использовать ноутбук не по делу будет замещена более правильной привычкой. Более того, появятся новые преимущества:

  1. если организатор не сможет определить задачи некоторых участников — возможно он подумает стоит ли их вообще приглашать;
  2. руководитель не будет проводить дополнительного совещания, чтобы понять результаты — он их прочитает в заметках;
  3. не будет нескольких конкурирующих версий протокола — будет единая версия;
  4. повысится качество регулярных совещании, потому что в ВИКИ будет видна история совещаний и история выполнения поручений. (К слову, в свое время я практиковал следующий подход — я стал предупреждать коллег, что если через две регулярных встречи не будет выполнено какое-либо договоренное действие, то вопрос можно эскалировать на наших руководителей. Поверьте, это улучшало память даже весьма забывчивых коллег).

Во всех этих случаях привычка использовать заметками к совещаниям приведет к формированию новых привычек эффективной работы.

Что ж, вовлечь персонал в работу с корпоративной социальной сетью получится не сразу. Но если системно действовать по указанному сценарию, смею предположить, что рано или поздно вы верно определите знаки и награды и сможете изменить привычки на лучшие.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s