Корпоративные социальные сети становятся все более распространенным инструментом внутренних коммуникаций, заменят ли они корпоративную почту, порталы, общие папки? Стоит ли их внедрять?

Последнее время можно встретить множество публикаций о корпоративных социальных сетях и порталах. Лично передо мной встает вопрос, почему эта тенденция в наши дни привлекает пристальное внимание людей, это дань моде или действительно объективная необходимость, новый способ развития и становления компании, без которого в наше время не обойтись?

Цель этой публикации  исследовать вопрос — почему возникли корпоративные социальные сети, место, которое они занимают среди прочих средств коммуникации в деятельности современной компании, и есть ли у них будущее или они «выйдут из моды» также быстро, как появились. В анализе я буду опираться на свой предыдущий опыт работы c Yammer и многие приведенные примеры основываются именно на нем.

Первая координата

Не так давно, во время подготовки одной из презентаций, я наткнулся на интересное исследование компании Corporate Executive Board. Исследование было посвящено взгляду на ИТ в крупных компаниях на несколько лет вперед. За основу брались два параметра: рост уровня взаимозависимости в работе и количество нестандартных задач. Давайте остановимся на этих моментах подробнее:

1) В настоящее время сотрудники и, соответственно, выполняемая ими работа стали более взаимозависимы. Командная производительность, то есть возможность одних сотрудников влиять на производительность других, может составлять до 50% вклада сотрудника в прибыльность компании. То есть результат нашей работы лишь наполовину зависит от нас лично, а на половину зависит от усилий наших коллег.

2) Большинство сотрудников работают с большим количеством информации и регулярно принимают на основе ее решения. Даже в таких традиционных отраслях, как промышленность, доля сотрудников, занимающихся аналитической работой, составляет более половины. Об этом рассказывает один из апологетов корпоративных социальных сетей и со-основатель Yammer Адам Писони. Вот одно из его выступлений, которое я советую посмотреть. В соответствии с проведенным исследованием количество не-рутинной (нестандартной, т.е. для которой не прописаны правила и инструкции) работы резко возросло за последние годы.  Не-рутинные задачи решаются с помощью аналитических информационных систем, когда вы используете результаты их анализа и разрабатываете решение нестандартной задачи в команде. С большой долей упрощения можно сказать, что нестандартная работа требует усилий команды, и с ростом количества подобной работы, доля взаимодействий также растет.

В доказательство можно привести график Gartner, на котором виден резкий рост объема нестандартных задач.

75fa4ef11efa13e757c9e6175945223f

Тут требуется небольшой анализ причин подобного резкого роста нестандартных задач в деятельности компании. Одной из причин этого может быть то, что в последнее время резко выросла доля автоматизированных бизнес-процессов — это и точнее и выгоднее для организации. Если обратится к истории, то начиналась автоматизация с эпохи индустриализации, когда самой важной задачей становилось повышение производительности труда. Это достигалось путем конвейерного производства и расщепления большой задачи на множество простых подзадач. И в XX веке человечество достигло в этом больших успехов — производительность увеличилась в 50 раз! После этого, началась эпоха автоматизации  типовых, повторяющихся, рутинных задач. Вся остальная нестандартная работа, требующая в том числе коллективного обсуждения, оставалась людям. Поэтому Gartner и прогнозирует резкий рост подобных задач в будущем.

Вторая координата

Еще один важный момент, требующий пристального внимания — быстрота и срочность принятия решений и их последующей . Вспомним фразу героя Джереми Айронса из Margin call: «Что я говорил вам с первого дня как вы пришли в мой офис? Что в этом бизнесе есть три способа выжить — будь первым, будь умнее, или обмани. Я не жулик. И хотя я очень хочу верить, что в этом кабинете сидят очень умные люди, но для нас всех будет проще и легче стать первыми.» Быть первым, быть быстрее — это неоспоримое конкурентное преимущество. Поэтому важным инструментом становится тот, который позволяет эту скорость принятия решений значительно ускорить.

По рассмотренным координатам можно построить следующую диаграмму, разработанную аналитиками Microsoft:

c2abca19dcb0376e8167c56fd7103fb2

На ней изображены области наиболее эффективного использования различных средств корпоративных коммуникаций. По вертикали указана скорость обмена информацией, т.е. насколько быстро пользователю требуется принятие решения и получение необходимой информации. По горизонтали располагается тип взаимодействия, от индивидуального участия к командной работе и далее вовлечение всей компании.

Следует отметить, что представленная диаграмма не претендует на полноту перечисления всех возможных корпоративных средств связи, но позволяет в наглядном виде представить границы использования тех или иных инструментов.

Глядя на эту диаграмму, мы можем легко ответить на вопрос, заменят ли корпоративные социальные системы ряд других инструментов корпоративных коммуникаций, таких как электронная почта, корпоративные порталы или файловые хранилища. Мой ответ — конечно, нет — поскольку в настоящее время количество рутинных задач все же превышает количество нестандартных (основываясь на приведенном ранее исследовании Gartner), и не все из них требуют немедленной реакции или командного взаимодействия. Но следует отметить, что по мере усложнения и ускорения задач, выполняемых работниками, значение корпоративных социальных сетей будет увеличиваться.

Пример

В крупной британской компаний, предоставляющей транспортные услуги, которая насчитывает несколько десятков тысяч человек, начался проект внедрения Yammer. Наиболее активные пользователи зашли туда благодаря сарафанному радио.  Через несколько месяцев им задали ряд вопросов о степени использования различных инструментов корпоративных коммуникаций: какие средства они используют чаще других и для решения каких задач. Всего в участии приняло участие более 500 человек. В таблице можно увидеть результаты исследования:

Products  Information Discovery   Community Building   Personal Effectiveness   Decision Making   Team Working  Data Creation Open Communication 
Enterprise Social 50%  40%  20%  50%  40%  10%  60% 
Instant Messaging  20%  20%  20%  15%  30%  20%  20% 
Team Sites   20%  10%  10%  15%  10%  —  10% 
Office Tools  —  10%  10%  —  10%  35%  — 
File Share / Document Management   —  —  10%  20%  10%  35%  — 
Mail —  —  30%  —  —  —  — 
Future Stuff eg. Intranet homepage/ voice and video  10%  —  —  —  —  —  10% 

В соответствии с полученными данными можно увидеть, что сотрудники на 30-50% опираются в своей работе именно на корпоративные социальные сети. Это также согласуется с упомянутым ранним отчетом Corporate Executive Board о том, что навыки командной работы все более и более востребованы, а социальные сети позволяют их реализовать в полной мере.

Прогноз развития

С ростом нестандартных задач, ростом скорости принятия решений и все большей необходимостью командной работы корпоративные социальные сети будут применяться все в большем количестве компаний. Но есть одно «но»: в настоящее время активно развиваются программные продукты, связанные с искусственным интеллектом. Поскольку он более объективен, может обрабатывать большее количество информации, соответственно разработанные им решения будут более «правильными», чем решения принятые человеком.  Тогда что остается человеку? В чем его уникальность? Чем будет заниматься каждый из нас, когда достойные образцы «искусственного интеллекта» наполнят нашу работу?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s