Для принятия взвешенного решения о старте проекта внедрения корпоративной социальной сети надо провести подготовительную работу. В чем она состоит?

Когда у кого-то внутри компании возникает идея внедрения корпоративной социальной сети, то ему в первую очередь необходимо найти единомышленников для ее реализации и найти внутреннего заказчика. Как это сделать?

Воспользуемся опытом из области бизнес тренингов, цитирую Дмитрия Григорьева об особенностях обучения взрослых: «Взрослые ориентированы в обучении не на усвоение предметов, которые могут пригодиться когда-нибудь в будущем, а на решение актуальных проблем, поиск эффективных способов действия в практических ситуациях, с которыми они сталкиваются в своей жизни и деятельности». Значит, чтобы убедить главного бизнес-заказчика, ему надо продемонстрировать практическую пользу от применения корпоративной социальной сети.

Далее инициатор идеи, например, директор по управлению персоналом, идет в департамент по информационным технологиям. И оказывается, что на его запрос ресурсов нет, денег нет, и вообще «бюджетов не заложено». К сожалению, это частая ситуация. А надо отметить, что главными критериями выбора HR решений в России являются цена и удобство интерфейса (исследование Ward Howell, 2015 год).

Но даже если находятся бюджеты и принимается решение о проекте по созданию некой «социальной среды», а уверен ли инициатор идеи, что все действительно получится хорошо, пользователи дружно пойдут в корпоративную социальную сеть и начнется обмен опытом? Взлетит сеть или не взлетит? Практикующие внутренние коммуникаторы говорят, что даже они сами не знают, какие методы вовлечения в их компании окажутся эффективными, а какие – нет. Вот, например, история British Gas: меньше всего инициаторы ожидали, что самыми активными пользователями Yammer в компании станут инженера и технический персонал. Потом в сеть подключились высшие руководители, а самые большие проблемы их подстерегали при попытке привлечь среднее менеджерское звено.

А это значит, что надо:

  1. потестировать корпоративную социальную сеть,
  2. опытным путем найти лучшие методы вовлечения персонала,
  3. продемонстрировать бизнес-ценность нового проекта,
  4. сделать это с минимальными финансовыми затратами,
  5. по возможности, не отвлекая другие подразделения от своей работы (в первую очередь департамент ИТ).

В принципе, запуск корпоративной социальной сети можно пустить на самотек и ожидать эффекта сарафанного радио. Но, если этот эффект не сыграет, то вторичный запуск потребует существенно больше трудозатрат и будет стоит на порядок дороже, так как пропадет эффект новизны и людей будет намного сложнее заставить войти в сеть повторно. Так что пилотный запуск лучше сразу делать с умом.

zachem-nuzhen-pilotny-zapusk_header

О чем надо подумать на фазе пилотирования? Производители платформ корпоративных социальных сетей прилагают разные методологии внедрения. Но в трех вещах они сходятся – это четкая постановка задачи, поддержка руководства и управление сообществом. Кроме того, раскрутка сообщества во время пилотирования сама по себе требует формирование контента и образа будущей социальной сети организации, а также готовит почву для проведения последующего массового запуска сети. Поэтому в рамках пилотирования надо сделать следующие вещи:

  1. Если вы еще не знаете, какую платформу выбрать – сейчас самое время. Достаточно подробно мы об этом писали здесь, здесь и здесь. Правильных подход к выбору позволит в будущем намного снизить издержки по доработке функциональности сети и обучения пользователей.

  2. Сформулируйте концепцию сети — описание из одного или нескольких предложений, формулирующее ценность корпоративной социальной сети для бизнеса в целом и для каждого сотрудника в частности. На этом этапе вы поймете, что вы и ваши коллеги очень по-разному понимаете суть социальных коммуникаций, и вам надо будет найти общий для всех знаменатель.

  3. После создания концепции, когда вы ищете общее понимание в группе, можно приступить к созданию сценариев использования. Сценарий использования – это реализация какой-либо бизнес задачи с применением корпоративной социальной сети. Как правило, эта задача лежит в области вовлечения персонала, либо совместной работы, либо инноваций. Положительным моментом является то, что у каждой группы и роли может быть свой сценарий и не обязательно его отстаивать перед другими. Также важно подумать над сценарием для себя лично, для своего департамента, рядового сотрудника компании, для руководителя.

  4. Найдите наиболее привлекательные сценарии (минимум сложностей, максимум охвата и наглядности), реализуйте их и замерьте результат их применения через два-три месяца. Результат может заключаться в новых идеях, улучшенном поиске информации, обмене опытом, ускорении работы и так далее. Это будет самым лучшим обоснованием для руководства.

  5. Опробуйте различные варианты вовлечения пользователей в сеть (замена e-mailрассылок, личная просьба руководителя, вирусные игры типа ice bucket challenge, доска почета, бэйджики, благодарности и прочее), выберите из них наиболее действенные.

  6. Найдите союзников. Они помогут вам в реализации идеи, а также станут вашими агентами влияния при дальнейшей работе в корпоративной социальной сети. Если вы внутренний коммуникатор – проведите обучение ваших агентов основам управления сообществом.

  7. Новые пользователи будут задавать часто одни и те же вопросы. Поэтому создайте ресурсы для их поддержки (группы для новичков, вики по ресурсам сети, инструкции по настройке, обучающие видео по настройке профиля и т д). Скорее всего вам надо будет провести несколько тренингов для пользователей по азам работы в социальной сети.

  8. Помните, вы не создаете социальные коммуникации с нуля, а развиваете те коммуникации, которые уже есть. Используйте их для того, чтобы популяризировать идею корпоративной социальной сети. Хороши будут и виртуальные коммуникации (электронная рассылка, корпоративный портал) и реальные коммуникации (планерки, собрания, корпоративы и т п).

  9. Создайте две таблицы. В первой перечислите мероприятия, которые вы будете проводить для популяризации самой идеи корпоративной социальной сети для сотрудников вашей организации. Во вторую занесите мероприятия из жизни компании, которые вы регулярно будете проводить в корпоративной социальной сети. Это будет ваш план на массовый запуск и последующее развитие корпоративной социальной сети.

  10. До начала использования сети, проведите опрос сотрудников. Через год вы сможете провести аналогичный опрос и определить, как и какие метрики изменились благодаря внедрению социальной сети в организации.

  11. Пока вы будете проводить пилотирование, на вас могут обратить внимание коллеги из службы безопасности. Они попытаются предостерегать вас от раскрытия информации, но самым правильным будет привлечь их для создания правил пользования корпоративной социальной сетью в вашей организации.

Нам самим очень симпатичен подход с пилотированием корпоративной социальной сети, настолько, что мы по умолчанию предлагаем его всем нашим потенциальным клиентам. Для того, чтобы вы могли пройти фазу пилотирования с максимальной пользой для себя, мы создали специальный консалтинговый продукт «Пилотный Запуск».

В рамках услуги мы делаем то, о чем написано выше, и немного больше. Например, мы стараемся сделать так, чтобы затраты на Пилотный Запуск были единственными финансовыми затратами на этапе пилотирования. Также мы готовы договариваться с производителями о более длительных периодах тестирования их платформ. Но главное, это демонстрация ценности корпоративной социальной сети и дальнейшего вектора развития.

А дальше? А дальше вы сможете начинать массовое разворачивание социальной сети и развивать, развивать, развивать ее. Как говорила руководитель онлайн коммуникаций крупной компании: «У нас еще очень молодая и незрелая сеть, нам всего двадцать месяцев». Но это уже совсем другая история.

Владимир Иваница

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s