На основе работ Генри Минцберга разбираемся, какие неопределенности в организации могут разрешить Продуктивные Сообщества.

Жизнь устроена так, что неопределенность все накатывается и накатывается на нас из будущего. Но все-таки мы хотим знать, что с нами будет.

Мы решаем задачи или договариваемся с кем-то для того, чтобы перенести ситуацию из области неопределенности в область определенного. Мы объединяемся в организации потому, что нам внутри них легче договориться друг с другом, чем с внешними агентами. Мы создаем продуктивные сообщества в организациях для того, чтобы решать вопросы в рамках широкого обсуждения между членами организации.

Что же это за неопределенности, о которых надо договариваться в организации? Ответить на это нам поможет Генри Минцберг и его книга «Структура в кулаке».

структура-в-кулаке

Есть такое понятие, как конфигурация бизнеса (цитирую фрагменты статьи Владимир Ананьина). Она включает в себя размер, виды организационных структур, сценарии принятия решений, характер планирования и учета, типы производства, характер корпоративной культуры.

Выяснилось, что в жизни существует не так-то много устойчивых форм организаций. Их всего пять, при этом каждая из них имеет свою область выживания. То есть при определенных условиях устойчивыми являются строго определенные виды конфигураций. Крокодилы в Сибири не водятся, мох ягель в пустыне не растет.

Оказывается, конфигурация бизнеса зависит всего от двух вещей: 1) от уровня неопределенности в получении результата, то есть сложности процесса изготавливаемого продукта и 2) от уровня неопределённости во взаимоотношениях с внешним окружением, то есть сложности взаимоотношений на рынке.

Квадрант Генри Минцберга
Области устойчивого существования конфигураций бизнеса.

В качестве иллюстрации конфигураций можно привести разные виды бизнеса на рынке информационных технологий:

  1. Простая конфигурация – Разовые коробочные продажи;
  2. Механистическая бюрократия – Дистрибуция программного и аппаратного обеспечения;
  3. Профессиональная бюрократия – Обучение и техническая поддержка;
  4. Адхократия – Заказные уникальные разработки, интеграционные проекты или внедрение больших интегрированных систем;
  5. Дивизиональная конфигурация – Комплексные продажи в рамках крупного системного интегратора.

На первый взгляд достаточно очевидно, что социальные коммуникации и продуктивные сообщества востребованы в операционной деятельности организаций из правой части квадранта. Ведь у них сложный процесс получения результата и людям надо договориться внутри себя в рамках процесса.

Однако наши наблюдения показывают, что большинство Российских организаций находятся в левой и особенно в левой верхней части квадранта. В принципе это имеет свое объяснение. С одной стороны, за последние 30 лет наши высокотехнологические отрасли были в загоне, и мы заново учимся выпускать сложные продукты. С другой стороны отношения бизнеса с рынком, государством, регуляторами, даже партнерами у нас весьма непросты. Как владелец малого бизнеса – могу подтвердить.

Рассмотрим подробнее простую конфигурацию. Работа здесь ведется по поручениям, организация строится по принципу семьи. Главное — не квалификация, а лояльность сотрудника к главному лицу. Чем чаще сотрудник имеет доступ к телу отца основателя, тем больше его вес в организации. Проблема состоит в том, что организация сообщества и широковещательной площадки делает руководителя одинаково доступным для всех и конфликтует с принятой культурой коммуникаций. Как думаете, кто победит?

Рассмотрим теперь механистическую бюрократию. Организация в данной конфигурации выстроена в соответствии со строгой иерархией, работа ведется по инструкциям. Люди – это «винтики в машине». Сотрудник, у которого нет должности, “не существует”. Показательный пример для такой организации – эксперты по технологиям назначаются приказом. Проблема в такой организации состоит в том, что легитимны только вертикальные коммуникации, и для принятия решений требуется большой объем согласований. То есть опять продуктивное сообщество входит в конфликт с существующей культурой. Надеюсь, цитату про культуру и завтрак знают все.

goose
Этот и подобные объекты не являются предметом исследований Генри Минцберга. Генри Минцберг изучает устойчивые формы бизнеса.

Получается, что наиболее популярные в России конфигурации бизнеса для своего воспроизводства не нуждаются в работе продуктивных сообществ. Тогда почему тема сообществ становится все более популярной?

Думаю, дело в том, что все больше организаций начинают понимать, что процесс получения результата все более и более усложняется. Это тренд общемировой, культурно независимый, и нас он тоже касается. Поэтому возникает запрос на создание сообществ, как способа решения вопросов в рамках широкого обсуждения между членами организации.

А это значит, что корпоративные социальные сети, краудсорсинговые платформы, экспертные сообщества и интранет порталы уже не просто модные названия, а реально нужные бизнесу инструменты.

На самое интересное не это. Прелесть работ Г. Минцберга состоит в том, что изменение условий существования приводит к изменению конфигурации каждой организации. А смена конфигурации, это уже, простите, взрослый change management. И продуктивные сообщества играют в нем далеко не последнюю роль.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s