Как российские компании меняют свое отношение к интранетам, корпоративным соцсетям и цифровому рабочему месту.

Мы уже несколько лет занимаемся построением и развитием продуктивных онлайн сообществ для российских компаний, и у нас возникло понимание основных трендов их развития и областей применения.

Тренд 1. Интранет становится рабочим инструментом его пользователей.

Раньше мы шли по пути копирования лучших западных практик, и одна из них – интранет порталы. Выросли они как веб-сайты для внутреннего использования.

Что должен был уметь делать интранет? В основном — корпоративные новости, телефонный справочник, дни рождения, фотогалереи, страницы подразделений. Наличие у организации интранета не надо было объяснять, потому что так делают все. С другой стороны, это означало, что наличие интранета сложно обосновать экономически. И до сих пор постановка задачи была в разрезе ЧТО должен делать портал. Симптоматическая ситуация: клиент купил технологию и делает постановку задачи на портал, исходя из того, ЧТО платформа умеет делать.

trends_1

Далее организации стали задумываться в разрезе ЗАЧЕМ портал должен это делать. И в первую очередь ЗАЧЕМ это нужно пользователям компании. Что полезного в интранете должно быть для работы сотрудников? Что там делают люди? Какие рабочие задачи они там решают? А зачем нам интранет?

Благодаря такому подходу возникает запрос на разработку сценариев использования. На основе разработанных сценариев использования возникают уже функционально-технические требования к платформе. Далее портал наполняется исходя из тех задач, которые перед ним ставились. Вопросы вовлечения сами по себе меняются, не как нам вовлечь такое-то количество пользователей плюшками и прочими конкурсами, а какую пользу будет иметь компания от наличия портала.

Тренд 2. От корпоративных соцсетей к сообществам.

Мое знакомство с соцсетями произошло в 2008 году, когда Facebook и LinkedIn «слизали» всю мою контактную базу. Примерно в это же время появились первые корпоративные социальные сети.

Когда мы начинали разговор с клиентами в этот период (в основном это были директора по управлению персоналом) про корпоративные соцсети, сначала мы видели очень положительную обратную связь и большой интерес. Но потом возникал вопрос, а как запустить у себя соцсеть? И тут начиналось жесткое приземление к реальности, потому что они упорно не запускались и сотрудники туда не заходили. Более того, возник устойчивый мем, что корпоративные соцсети в реальности используются не для работы, а для безделья, развлечения и тусовки ради тусовки. Дно было пробито.

trends_2

Хорошая новость состоит в том, что произошло переосмысление сути корпоративных соцсетей, которое очень хорошо видно через изменение терминологии. Теперь люди говорят, что развивают свои внутрикорпоративные, профессиональные, продуктивные СООБЩЕСТВА.

Теперь корпоративная социальная сеть — это не самоцель, а площадка, с помощью которой люди в организации могут все вместе договориться, чтобы управлять изменениями в организации. Сообщества становятся бизнес инструментом, а сотрудничество – бизнес ценностью.

Тренд 3. Интранеты идут в поля.

До сих пор все ИТ вкусности делались в первую очередь для офисных работников. Печальную участь белых воротничков мы раскроем в следующем тренде. А что было для рабочих на местах? Как правило обустраивалась жизнь после работы: конкурсы, спортивные мероприятия, скидки.

trends_3

Представьте себе производственное предприятие. В прошлом году оно добыло Х миллионов тонн угла, в этом должно добыть Х+5%. Все понятно и детерминировано, при чем тут интранеты? Но представьте себе, что если производственное предприятие обновляет свою производственную систему, оно делает то, чего еще никогда не было. Усилиями одних лишь только офисных сотрудников тут не обойтись.

И это означает, что необходимо вовлекать людей, удаленных от центрального офиса, зато близких к производству. Нужны их изобретательность, креативность и вовлеченность. И поэтому для них делаются порталы, в первую очередь с функциональностью типа «фабрика идей», где они могут обмениваться лучшими практиками и предлагать свои идеи развития предприятия.

Тренд 4. Цифровое рабочее место.

Цифровое рабочее место сотрудника – оно в каждой организации уже есть. Выглядит иногда примерно так.

trends_4

Для повышения эффективности работы офисных сотрудников делается множество корпоративных приложений. Каждое из них пытается коммуницировать с сотрудником, происходит это в основном через электронную почту. Все эти уведомления и сообщения складываются в многочисленные ящички и папочки, дабы не спамили. После двадцать пятого уведомления по емейлу вам звонит сотрудник, которому нужно ваше участие в реализации бизнес процесса. В результате сотрудники отмечают, что их продуктивность не растет, а падает из-за излишнего количества коммуникаций.

Некоторые производители, например, Microsoft или SAP, пытаются решить эту проблему и объединить свои продуктовые линейки в единую удобную консоль. Но дело в том, что нет ни одной крупной организации, которая смогла бы вести свою работу к платформе только одного производителя.

А людям нужно нечто, что приблизит к ним нужные приложения, процессы, информацию и коммуникации. Причем объединение происходит не вокруг платформы, а вокруг пользователя. В организациях возникает запрос на цифровое рабочее место. Думаю, что именно здесь нас с вами ждет все самое интересное.


Если собрать все тренды в единую картину, то видно, что происходит движение от интранета к цифровому рабочему месту. Оно может идти разными путями, через социализацию, либо через организацию личного кабинета сотрудника. Главное, что все более инструменты совместной работы становятся востребованы бизнесом.

Владимир Иваница

Добавить комментарий